Интегрированное обучение и воспитание предъявляет  высокие требования к квалификации специалистов

В настоящее время проблема интегрированного и инклюзивного обучения является весьма острой и затрагивает как каждого индивидуума, так и общества в целом. Интегрированное обучение и воспитание – это одновременное получение образования детьми с особенностями и без особенностей. В нашей стране для детей с особенностями психофизического развития законодательно закреплена возможность получать образование в условиях учреждений образования общего типа. 
В Институте дополнительного образования ГГУ имени Ф. Скорины осуществляется переподготовка по специальности «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» с присвоением квалификации «учитель-дефектолог». В современных условиях данная специальность весьма востребована и имеет высокое социальное значение. Однако следует отметить, что от специалиста она требует не только определенных профессиональных умений и навыков, но и личностных качеств: педагог должен быть человеком, любящим детей, готовым им помочь и постоянно развивающимся. Следовательно, выбор данного вида деятельности для большинства специалистов этой сферы является осознанным. 
Председатель государственной экзаменационной комиссии по специальности «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» Галина Александровна Брилькова занимает должность заместителя директора по основной деятельности Гомельского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Галина Александровна рассказала о своей профессиональной деятельности, о работе центра, о проблеме интегрированного обучения и инклюзивного образования.

– Галина Александровна, расскажите, пожалуйста, о профессиональном пути и карьерном росте, о своем образовании и причинах выбора данной профессии.


– Мой путь профессионального роста достаточно интересный и не совсем прямолинейный. Мое первое высшее образование – музыкально-педагогическое. В этой сфере я отработала 4 года. В учреждении, где я работала впоследствии, появилась вакансия методиста музыкального воспитания, но для этой должности мне не хватило педагогического стажа. Поэтому было принято решение изменить направление профессиональной деятельности и получить второе высшее образование по специальности «Олигофренопедагогика». После окончания учёбы в г. Минске я начала курировать специальные и вспомогательные школы-интернаты. В то время действовали только вспомогательные специальные учреждения, в которых реализовывалась образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с особенностями психофизического развития. Специальные школы-интернаты сосредоточены на коррекционных задачах, что позволило приобрести необходимые теоретические знания и практические навыки для дальнейшего их использования в своей профессиональной деятельности. Когда интегрированное обучение появилось в нашей стране, то оно основывалось на тех специалистах указанных учреждений, которые использовали классические коррекционные методики, но не имели знаний и навыков по интегрированному обучению и воспитанию.
Мой личный педагогический опыт – это логопед в детском саду для детей с нарушениями речи, учитель-дефектолог в специальной школе для детей с нарушением слуха, а также учитель-дефектолог в Гомельском областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В настоящее время занимаю должность заместителя директора по основной деятельности данного центра. Наш центр в первые годы своего функционирования реализовывал, в основном, диагностическое и консультативно-методическое направления деятельности. Сейчас – это областное учреждение специального образования, которое координирует систему специального образования в области, реализует образовательный процесс для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями, оказывает раннюю комплексную помощь детям с особенностями психофизического развития, осуществляет консультативно-методическое, коррекционно-педагогическое, диагностическое, информационно-аналитическое и многие другие направления деятельности. 

– Расскажите, пожалуйста, с какими детьми Вы работаете и как организован процесс обучения в вашем центре. 

– Мы работаем с детьми, имеющими множественные нарушения развития: интеллектуальные, аутистические, двигательные, а также нарушения речи (большинство детей не говорящие). Каждый ребенок должен развиваться, и если обычный ребенок развивается самостоятельно под воздействием окружающей среды, то для наших особенных детей специально организованная адаптивная образовательная среда имеет ключевое значение. Специфика работы с такими детьми заключается в том, что мы вводим альтернативные средства коммуникации (при отсутствии разговорной речи у детей), определяем по взгляду, телодвижению их коммуникативные, эмоциональные и социальные потребности, т.е. начинаем жить с ними в одном коммуникативном поле. Чем тяжелее нарушения у детей – тем выше квалификация специалиста, ведь легко разговаривать и объяснять ребенку, говорящему и размышляющему, и совсем другой уровень профессионализма, когда специалист развивает у ребенка эмоции, коммуникацию, простейшие социальные навыки. Всей системой этих специальных мер педагог улучшает качество жизни не только самого ребенка, но и его семьи в целом.
Сейчас у нас обучается 53 ребенка (4 дошкольные группы и 4 класса). В классах и дошкольных группах (наполняемостью 6 или 7 детей) работает учитель, воспитатель и помощник воспитателя. Воспитатель является и педагогом, реализующим образовательные области в дошкольных группах, и ассистентом, сопровождающим детей при приведении учителем учебных предметов в классах, и специалистом, формирующим социально-бытовые навыки детей в режиме всего дня. Учитель центра каждой образовательной структуры – это координатор всего образовательного процесса. Педагоги-психологи также включены в образовательную систему наших детей, осуществляют их психолого-педагогическое сопровождение, проводят коррекционные занятия. В целом, учитель (учитель-дефектолог) отвечает за качество и эффективность образовательного процесса. Процесс обучения в центре с каждым годом приближается к алгоритму деятельности обычной школы. Мы проводим линейки на 1-ое сентября, линейки по окончании учебного года, мероприятия, приуроченные к различным праздникам с привлечением гостей и актеров. Государство оказывает социальную и финансовую поддержку, но вместе с тем огромную роль играет эмоциональная и психологическая поддержка со стороны всех неравнодушных людей.

– С какими трудностями сталкиваются педагоги в процессе обучения и какие требования к специалистам центра?

– Следует отметить, что все учителя, учителя-дефектологи нашего центра имеют специальное высшее образование, в том числе, прошедшие переподготовку в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины на базе института повышения квалификации и переподготовки (сейчас – Институт дополнительного образования). Например, Сачилович Елена Васильевна, выпускница 2021 года, – очень хороший, постоянно развивающийся и неравнодушный специалист. При сдаче экзамена она продемонстрировала глубокое знание и верное представление о своем профессиональном предназначении, в практической деятельности проявляет себя как грамотный специалист и неравнодушный человек. 
Любое образование может быть и полезным, и бесполезным, но в нашей профессиональной деятельности огромное значение имеют личностные качества каждого специалиста, а также мотивация, стремление и интерес, ведь обучение проходит на протяжении всей жизни. А в современном мире возможности личностного роста и развития безграничны. В нашей деятельности слаженная работа в команде, коллективное сотрудничество и взаимодействие, умение подержать и помочь является основополагающим фактором. Основная трудность заключается в том, что все дети разные, с разными нарушениями, и, несмотря на то, что в классе количество детей ограничено, у педагога «расходуются» человеческий и энергетический ресурсы, которые затем необходимо восполнять. Трудность заключается в том, что тяжело выработать единый подход к обучению столь разных детей, поэтомуосновным является принцип индивидуализации.
В специальном образовании, в том числе интегрированном обучении, одним из членов команды является родители. С ними мы осуществляем тесное сотрудничество и взаимодействие. Те навыки, которые формируются у ребенка в центре, закрепляются в домашних условиях: в других обстоятельствах, с другими людьми. Иначе вся педагогическая работа будет неэффективной. От многих из нас зависит формирование осознанного отношения к будущему ребенка. Наша задача – быть рядом с родителем, помогать им, объяснять и консультировать. 

– Как, по Вашему мнению, улучшить процесс адаптации общества к этой проблеме?

– Я считаю, что любой процесс должен иметь свою технологичность и ресурсность. Необходимо проводить разъяснительную работу и, последовательно формировать практический опыт. 
Однажды мы принимали участие в семинаре по вопросам инклюзии с привлечением зарубежных специалистов, в рамках которого выступали представители из других государств и делились своим опытом. Они говорили о том, что всегда будут люди, которые принимают идею инклюзии, и всегда будут люди, которые их не принимают. И это – естественный процесс. Все люди разные, и нужно относиться к этому с пониманием. А наша задача –формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями и, как минимум, качественно готовить всех участников образовательного процесса в рамках интегрированного обучения.

– Спасибо. Желаем Вам новых жизненных и профессиональных достижений, реализации поставленных целей, твердости духа и успеха во всех начинаниях!

Пресс-секретарь ИДО
Н. Азявчикова
Фото – Е. Стецкая

P.S. Поводом для интервью и его возможностью стало окончание 13 месячной переподготовки по специальности «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» в очной (вечерней) форме получения образования в Институте дополнительного образования. Дипломы о переподготовке на уровне высшего образования получили 8 выпускников.